вторник, 24 июня 2008 г.

Восприятие внешнего объекта есть момент

Восприятие внешнего объекта есть момент. Цепь таких самостоятельных моментов объединяется в мышлении в представление. Момент внутреннего восприятия есть такой же самостоятельный момент, но при создании представления он объединяется мышлением в той же цепи с моментом, непосредственно предшествующим и однородным с ним. Когда все сознание разлагается на течение моментов, то представления образуются из цепей однородных моментов, т. е. таких моментов, которые объединяются уже в сознании, образуя в нем нераздельное представление. Из этих соображений, по-видимому, вытекает следующее: внутреннее восприятие не есть еще .синтез моментов, создающий представления, оно тоже представляет собой особый момент чувственности, посредствующий между чувственной стороной знания и мышлением. В таком смысле понимал его ачарья Джнянагарбха (NBTT. с. 30. 8 и след.). Хотя Дхармоттара с ним не вполне согласен, но мнение его настолько интересно, что заслуживает быть приведенным. В пользу внутреннего восприятия Джнянагарбха приводит такое доказательство: оно существует, так как через него рождается мышление (представление). Во время деятельности органа, например глаза, рождается и чувственное знание, и внутреннее. Нельзя говорить, что оба не могут возникать вдруг, ибо два момента восприятия не могут возникать сразу только тогда, когда они касаются одного и того же чувства, но не разных чувств. Ведь было сказано, что шесть чувственных моментов могут сразу возникать, если они относятся к различным чувствам. Поэтому и эти два момента чувственного знания возникают одновременно. И нельзя возразить, что в этих случаях внутреннего восприятия нет, потому что мы его отдельно не воспринимаем. Ведь от него возникает однородное с ним мысленное представление, например, синего цвета. Если бы не было внутреннего восприятия, то не было бы ни в каком случае, и представления о синем цвете, которое возникает на его почве, ибо представление (=мысть) может возникнуть от чего-либо однородного каковым является внутреннее чувство, а не от совершенно неоднородной, чувственной (пассивной) стороны знания. снип производство

Комментариев нет: